Велосипедисты нарушают ПДД ради безопасности

2 апреля 2017 г.

Есть мнение, что велосипедисты относятся к числу особо злостных нарушителей ПДД. Однако масштабное исследование, результаты которого были недавно опубликованы в журнале Journal of Transport and Land Use, показывает нам совсем иную картину: в плане законоНЕпослушания люди на велосипедах ничем не отличаются от других участников дорожного движения.

«Все нарушают правила, но такие вещи, как превышение скорости, стали социально приемлемыми, и люди просто не обращают на них внимания», — считает руководитель исследования доктор Уэсли Маршалл, профессор Университета Колорадо в Денвере.

Маршалл и его команда опросили онлайн 18 000 человек, чтобы выяснить, насколько точно они следуют ПДД, когда ходят пешком, ведут машину или едут на велосипеде. В процессе опроса большинство респондентов отнесли себя к одной из трёх категорий. Соответственно, о поведении велосипедистов опрашивали тех, кто перемещается на велосипеде, а о привычках автомобилистов рассказывали водители. 14 000 опрошенных живет в США, остальные — в Канаде, Австралии или Европе.

Оказалось, что люди признаются в нарушении правил одинаково часто, независимо от того, каким образом они передвигаются. «Вопреки расхожему мнению, велосипедисты нарушают правила не чаще остальных, — говорит ещё один участник исследования, Аарон Джонсон. — Однако обычно они делают это, чтобы приспособиться к дорожной инфраструктуре, которая не учитывает их присутствия на проезжей части».

Исследование проводилось по методу «снежного кома», когда начальная группа респондентов сама распространяла его посредством соцсетей. Такая выборка не может считаться по-настоящему репрезентативной, однако число опрошенных позволяет говорить о том, что результаты исследования достаточно точны.

Среди водителей почти 100% признались, что им случалось превышать скорость, писать СМС за рулём или нарушать другие правила. 98% пешеходов признали, что не всегда следуют указаниям светофоров. Среди велосипедистов 96% ездят на красный свет и не останавливаются на нерегулируемых перекрёстках, оборудованных знаком «Стоп». Однако причины нарушений назывались разные. Если 77% водителей делают это ради экономии времени, то 70% велосипедистов мотивировали своё поведение соображениями безопасности (это, например, заставляет их выезжать на тротуар) и желанием сэкономить силы.

Респондентов также расспрашивали о том, где они живут. Оказалось, что в городах с высокой долей велопоездок люди на велосипедах более законопослушны. При этом наличие велоинфраструктуры в данном случае решающей роли не сыграло — в случае с проездом на красный свет более существенным фактором оказалось наличие большого числа перекрёстков. Авторы говорят, что эти вопросы заслуживают дополнительного изучения.

Оригинал

Перевела Анастасия Ромашкевич

Сбор регулярных пожертвований в Жуковский
Собрано 400 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему