SARS-CoV-2: пора действовать четко и быстро

2 апреля 2020 г.

Перевод статьи SARS-CoV-2: a time for clear and immediate action, опубликованной в журнале The Lancet 31 марта 2020 года. Эксперт — о стратегии действий по борьбе с коронавирусом. Автор: Gregory A. Poland. https://doi.org/10.1016/S1473-3099(20)30250-4


33 года я изучал респираторные РНК-вирусы, разрабатывал разные подходы к вакцинации, наблюдал за иммунной реакцией человека на эти вирусы и вакцины, а также продвигал меры, снижающие эти эффекты. Последние 10 недель я и многие другие специалисты многократно объясняли, что мы знаем о коронавирусах и других респираторных вирусах, и делились этими знаниями с медицинскими работниками, организациями, СМИ и простыми гражданами. Я наблюдал, как стремительно вирус распространяется по всему миру. Принимая во внимание угрожающие скорости распространения эпидемии — а также мой опыт работы с РНК-респираторными вирусами — и то, что мы сейчас наблюдаем в США и во всём мире, я пришел к выводу, что нам придется делать то, что мы делать не хотим.

Мы должны — прямо сейчас — предпринять четкие и убедительные действия, которые никто из нас не хочет предпринимать и которые вызовут отторжение многих людей. Чтобы внести ясность, скажу, что ни у кого из нас, в том числе у меня, нет хрустального шара для предсказаний. Однако у нас есть история, генетика, вирусология и современная эпидемиология, которыми мы можем руководствоваться. Мы наблюдали быстрое распространение этого вируса с сопутствующими высокими показателями тяжелых заболеваний и связанной с ними смертностью во многих странах в режиме реального времени. Мы больше узнали о количестве репродуктивных вирусов, времени генерации, инкубационном периоде, способах передачи и влиянии на системы здравоохранения во многих странах. Число заболевших, по-видимому, удваивается примерно каждые 3–4 дня в разных странах. У нас нет противовирусных препаратов, вакцин и лечения, основанного на антителах, или других особых методов. Мы можем предложить только поддерживающее лечение — по фактическим обстоятельствам. Поэтому наш единственный разумный выход — максимально приостановить передачу вируса, максимально снизив число контактов друг с другом.

Поэтому я считаю, что мы как глобальное сообщество должны взять соответствующую контексту паузу. Идея в том, чтобы приостановить все действия, которые не являются крайне необходимыми, например, личные встречи и групповые собрания. Кинетика передачи SARS-CoV-2 показывает, как быстро растёт число заражённых людей и количество затронутых стран и регионов, а также как усиливается спрос на уже перегруженную медицинскую систему, так что изоляция — самый безопасный порядок действий. Исходя из того, что мы знаем о вирусе на данный момент, это, вероятно, займёт как минимум несколько месяцев — так мы сможем пережить это испытание. Я считаю, что это необходимо по нескольким причинам.

Во-первых, по демографическим данным, у нас всё больше пожилых практически во всех странах, а также беспрецедентные показатели ожирения, курения, диабета и болезней сердца и легких, и постоянно растёт число людей с ослабленным иммунитетом. Все эти сопутствующие признаки значительно повышают риски тяжёлого протекания болезни и смерти от COVID-19. Также это огромное количество людей, особенно уязвимых перед этим вирусом, которые нуждаются в постоянном и более комплексном уходе, многократно превышающем возможности медицинских систем. В свою очередь, этот высокий спрос резко увеличивает летальность, в то время как жизненно необходимых материалов, специалистов, коек отделения интенсивной терапии (ICU), аппаратов ИВЛ и лекарств становится всё меньше и меньше. Мы видели худшие последствия вируса в странах, где большой процент пожилых людей — например, в Италии по сравнению с Южной Кореей, где выше процент молодых.

Во-вторых, огромное количество людей из разных стран путешествует по всему миру. По оценкам Всемирной туристской организации ООН, более 1,5 миллиарда человек путешествует в другие страны каждый год — более 4 миллионов человек в день. Этот поток значительно поспособствовал распространению заболевания.

В-третьих, люди всех возрастов и с разным состоянием здоровья «перемешиваются»; в частности, пожилые люди контактируют с молодыми, которые могут быть бессимптомными переносчиками. Это ещё больше увеличивает вероятность заражения старшего поколения, наиболее уязвимого к вирусу.

Как и почему такие меры сработают?

Самое главное — немедленно снизить риск дальнейшего распространения вируса от человека к человеку. Нужно понизить шансы того, что инфицированный человек передаст вирус незаражённому, и таким образом принудительно уменьшить репродуктивное число вируса. Чтобы понизить этот показатель, необходимо прекратить все необязательные встречи, на которых может передаваться вирус, в частности, отменить поездки, объявить о закрытии школ, отменить общественные, религиозные и спортивные мероприятия и переходить на удаленную работу, когда это возможно. Одним словом, оставайтесь дома.

Внедрение этих мер предоставляет возможность резко снизить скорость, с которой распространяется вирус. Если сгладить кривую эпидемии, меньшее число людей будет болеть одновременно, что резко снизит потребность в медицинской помощи. Например, рассмотрим сообщество с одной больницей на 250 коек. В такой больнице немного врачей, медсестёр и другого медперсонала, а также необходимых материалов для ухода за больными. Там может быть от пяти до десяти коек отделения интенсивной терапии (ICU), и всего несколько аппаратов ИВЛ. Если каждую неделю будут тяжело заболевать 5 человек, то, вероятно, они смогут получить лечение, а уровень летальности будет низким. Если каждую неделю будут тяжело заболевать 20, 50 или 100 человек, больница и система медицинского обслуживания будут перегружены, и соответствующий уровень летальности резко возрастет.

Если снизить распространение вируса и, следовательно, уровень заболеваемости, вероятно, получится снизить показатели мутации вируса и выиграть время для возможной выработки противовирусной, моно- и поликлональной терапии, а также вакцинальных контрмер.

Снижение и рассредоточение высоких показателей заболеваемости, которое значительно снижает уровень летальности среди заболевших, позволяет пополнять запасы критически важных предметов для ухода за больными, включая средства индивидуальной защиты для медицинских работников.

Я понимаю, что у многих такой призыв вызовет отторжение во многом из-за нежелания испытывать неудобства, по прочим экономическим и политическим намерениям, и из-за нежелания делать что-то идущее в разрез с нашей природой. В нынешней ситуации кажется, что люди либо паникуют, либо игнорируют риск. Но ни в беспечности, ни в панике нет благоразумия. Сейчас можно сказать, что ситуация с пандемией улучшится только в том случае, если сейчас мы перетерпим её худшую часть. Поэтому мы должны быть готовы делать все необходимое, чтобы пережить эту пандемию, защищая здоровье и благосостояние как можно большего числа людей и снижая взрывные темпы, с которыми распространяется этот вирус и его последствия. Действуйте прямо сейчас.

Сбор регулярных пожертвований в Жуковский
Собрано 400 из 25 000 рублей
Все о коронавирусе COVID-19
Текущий проект

Мы начинаем серию публикаций по теме, которую должны знать все: это поможет сохранить много жизней. Коронавирус стал одним из главных испытаний для нашего привычного уклада жизни. Его новизна рождает кучу домыслов, которые не соответствуют действительности и не помогают его побороть. Здесь мы публикуем переводы статьей из достоверных источников — медицинских ресурсов и авторитетных СМИ, чтобы важная информация о новом коронавирусе была доступна и на русском языке, и чтобы развеять некоторые мифы о нём

Сбор регулярных пожертвований в Жуковский
Собрано 400 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему